Новые кадры для новых задач. Кто нужен в реальном секторе экономики сегодня и завтра
ДВИЖЕНИЕ ПО ИНЕРЦИИ
Задача сделать среднее специальное и высшее образование более эффективным, сблизить его с нуждами экономики становится все актуальнее. Резко подстегнули реформу образования и беспрецедентные санкции, наложенные на Россию, которые ясно показали, что экономику нужно серьезно переформатировать, развивать системообразующие отрасли. Например, по заявлению премьер-министра Михаила Мишустина, Россия должна расширять собственное производство транспортных средств и строительной техники.
Столь масштабные изменения неизбежно ведут к кадровому голоду в отдельных отраслях, и дефицит кадров наблюдается как раз там, где особенно нужна подготовка новых специалистов. По оценкам Минцифры, к 2024 году только в IT-сфере будет не хватать около миллиона квалифицированных работников. А в целом по экономике, говорит вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, дефицит кадров достиг 37% (на момент выступления).
Для развития экономики на перспективу вузы, ссузы и школы должны получать экономически обоснованные долгосрочные запросы на специалистов, отражающие запросы не только сегодняшнего и завтрашнего, но даже послезавтрашнего дня. Другими словами, экономике нужен “кадровый суверенитет”.
Вместе с тем у отраслей хозяйства и профильных министерств и ведомств должны быть хотя бы среднесрочные планы развития экономики (в идеале - долгосрочные), исходя из которых можно формировать запросы к учебным заведениям. Причем с учетом не только “классических” специальностей, но и “свежих”, инновационных, возникающих по мере развития технологий.
Ряд шагов в этом направлении уже сделан. Россия больше не входит в Болонскую образовательную систему, что означает самостоятельную подготовку кадров, а в вузах был внедрен “специалитет”. В краткосрочной перспективе решить проблему нехватки кадров призвана программа “Профессионалитет” в среднем профессиональном образовании, о которой “Солидарность” недавно писала. Предлагается внести поправки в закон о целевом приеме в вузы с упором на большую прозрачность размещения заявок и проведения экзаменов.
Но это лишь первые шаги, решающие задачи “вчерашнего” дня. Вопрос - есть ли у правительства понимание перспектив и стратегия развития экономики? И способна ли российская система образования готовить специалистов “послезавтрашнего” дня?
Судя по данным исследования рынка труда, которое компания Headhunter проводила в июле 2022 года, разворот на рынке труда происходит крайне медленно, и экономика все еще рассчитывает на стимуляцию потребления.
“А”-СПРАВКА
Самые востребованные по числу вакансий профессии:
- продавцы (кассиры и консультанты) - 61,2 тыс. вакансий;
- менеджеры по продажам и работе с клиентами - 55,7 тыс.;
- водители - 28,2 тыс.;
- врачи - 26,5 тыс.;
- программисты - 22,6 тыс.
О том, что рынок труда переориентируется медленно, говорят и данные рекрутинговой компании SuperJob. Как сообщили “Солидарности” специалисты компании, российский рынок труда в последнее время был сильно дефицитным. За последние три месяца не было ни серьезных потрясений, ни критического роста безработицы. Не ожидается такого и в дальнейшем.
“А”-СПРАВКА
Динамика спроса на рынке труда по отраслям (данные компании SuperJob)
Наибольшую динамику спроса за месяц показали службы курьерской доставки (+46% к общему числу вакансий по РФ). В кадровой сфере вакансий стало больше на 29%, а в производственных отраслях - на 28%. Перед новым учебным годом число вакансий в сфере образования увеличилось на четверть (+26%). Спрос в сфере услуг повысился на 17%. Вакансий от банков стало больше на 16%. На 16% повысился и спрос на аграриев и животноводов. Число IT-вакансий выросло на 11%. Чуть снизилось количество вакансий в медицине и фармацевтике (- 6%), маркетинге (- 7%). Спрос на специалистов по консалтингу и стратегическому развитию за месяц упал на 14%.
ДАЙТЕ НАМ КАДРЫ
Между тем дефицит новых высококвалифицированных кадров усугубляется в разных областях хозяйства страны. Это касается и специалистов с высшим образованием, и квалифицированных рабочих. По мере развития технологий требования к специалистам повышаются. Во многих областях ряд рабочих специальностей требует наличия высшего образования. В медицине же есть и более интересные примеры.
Так, в профсоюзе работников здравоохранения “Солидарности” рассказали, что требования к специалистам существенно меняются, появляется ряд новых специальностей, идут процессы компьютеризации и цифровизации.
- Актуальными становятся такие специальности, как врачи-кибернетики, - говорит председатель профсоюза работников здравоохранения Анатолий Домников. - Это аналитики, эксперты, специалисты по внедрению и сопровождению информационных систем в сфере здравоохранения, связанных с организацией и оказанием медицинской помощи. Востребованы проектировщики баз данных и информационных систем, менеджеры проектов. Идет трансформация, например, врачей-рентгенологов в экспертов референс-центров, во врачей телемедицинских центров технологий, специалистов в интервенционной радиологии и других.
По его словам, появляется и развивается новая область - “физическая и реабилитационная медицина”, в рамках которой необходимо готовить таких специалистов, как медицинский логопед, медицинский психолог, кинезиотерапевт.
Но наиболее серьезные изменения, уточняет Домников, касаются среднего медицинского персонала:
- Дальнейшее развитие получат программы подготовки медицинских сестер с высшим образованием. Клинические специальности будут пополнены специалистами с уровнем подготовки бакалавра - например, “клиническая медицинская сестра”, выполняющая функции палатной, процедурной и перевязочной медсестры.
Серьезную нехватку квалифицированных кадров испытывает и промышленность.
По словам председателя профсоюза работников промышленности Андрея Чекменева, “сегодня рабочие - острый дефицит”, а промышленности требуются профессии, “обладатели которых создают какой-то продукт, будь то изделие или механизм”.
Чекменев уточняет, что существует дефицит выпускников высшей школы: нужны конструкторы, технологи, химики, радиоэлектронщики, металлурги, программисты. А еще профессионалы со средним специальным образованием - станочники (как универсалы, так и операторы обрабатывающих центров), сварщики всех видов сварки, слесари-сборщики, электрики (в широком смысле).
Серьезный дефицит квалифицированных кадров отмечают и в профсоюзе работников радиоэлектронной промышленности. Между тем развитие этой отрасли в текущих условиях является ключевым вопросом не только для самой радиоэлектроники, но и для большинства других значимых отраслей.
Как отмечает председатель Российского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности Иван Гыбин, “нехватка кадров в радиоэлектронике- серьезная проблема, усиливающаяся из-за быстрого роста отрасли. Особенно острая нехватка кадров в микроэлектронике. Здесь не хватает микроэлектронщиков, компиляторщиков, тестировщиков, верификаторов и специалистов по ядру Linux”.
ПУТИ РЕШЕНИЯ
Ликвидировать дисбаланс рынка труда в один момент, разумеется, невозможно. У перекоса в сторону сферы обслуживания и сервисных услуг много причин. Разворачивать соискателей в сторону промышленных предприятий, науки, разработки и производства предстоит как учебным заведениям, так и работодателям. Наиболее дальновидные - уже действуют.
Так, уточняет Домников, “медицинские вузы стараются как можно оперативнее готовить образовательные программы и образовательные стандарты с учетом новых требований и новаций, актуализируют уже утвержденные. Мы совместно с Нацмедпалатой (Леонид Рошаль) регулярно рассматриваем эти программы и акцентируем внимание на количестве часов теории и практики по некоторым дисциплинам, по длительности ординатуры (с учетом сложности специальности)”.
Медицина - не единственная отрасль, где принимаются решения. Так, в стратегии развития радиоэлектронной промышленности Минпромторга указано, что для развития российских предприятий необходимо готовить не менее 10 тысяч специалистов ежегодно вплоть до 2030 года.
Для достижения этой цели нужно резко нарастить образовательные мощности - сейчас вузы ежегодно выпускают всего 1200 - 1500 специалистов. Согласно докладу АО “ЦНИИ “Электроника” сегодня 54% профильных российских компаний испытывают нехватку кадров. Всего в отрасли задействовано 280 тыс. сотрудников, их средний возраст- 45 лет.
Чтобы решить кадровую проблему, Минпромторг объявил конкурсы на разработку концепций развития кадрового потенциала радиоэлектронной промышленности до 2030 года. Исполнители должны подготовить новые образовательные программы, которые до 2030 года внедрят в 12 субъектах РФ.
Но готова ли система образования к решению всех этих масштабных задач? Специалисты отвечают со сдержанным оптимизмом.
Так, мнением поделился Роберт Уразов - директор дивизиона “Кадровый потенциал” Агентства стратегических инициатив (АСИ), генеральный директор “Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)”. Он считает, что “кадровый суверенитет имеет формулу - мы должны его создавать: во-первых, развивая индивидуальные способности человека, во-вторых, давая ему непременно опору в виде смысловой, культурной идентичности (иначе утечка мозгов и рук!), в-третьих, мотивируя таких профессионалов вызовами мирового масштаба. Современная система подготовки не способна решить эти задачи. Но признание этого факта - огромный прогресс и стимул к изменениям”.
Схожее мнение о том, как восполнять кадровый дефицит в реальном секторе экономики и обеспечивать кадрами инновационные программы, высказывают и профсоюзные специалисты. В частности, председатель Российского профсоюза работников промышленности Андрей Чекменев указывает, что люди, овладевающие новыми специальностями, должны быть социально защищены и иметь достойную оплату труда.
Высокая квалификация, умение овладевать современными навыками подразумевают и высокую инициативность, вовлеченность, заинтересованность в результате.
- Главный стимул - интересная работа, а не рутина, - подчеркивает Чекменев.
Все это ставит серьезные вопросы перед специалистами, желающими развивать свою карьеру, а также перед сферой образования. Требуется коренное изменение в базовых подходах, методиках подготовки кадров и их мотивации.
Отметим важный и интересный момент. Судя по мнению специалистов, и профсоюзы, и коллективы промышленных предприятий, и инновационные производства готовы к грандиозным проектам, готовы решать серьезные, принципиально новые творческие задачи. Остается вопрос - появятся ли достойные реалистичные проекты для новых кадров?
Источник: https://solidarnost.org/articles/novye-kadry-dlya-novyh-zadach.html?bx_sender_conversion_id=880680&utm_source=newsletter&utm_medium=mail&utm_campaign=novaya_rassylka
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©
Задача сделать среднее специальное и высшее образование более эффективным, сблизить его с нуждами экономики становится все актуальнее. Резко подстегнули реформу образования и беспрецедентные санкции, наложенные на Россию, которые ясно показали, что экономику нужно серьезно переформатировать, развивать системообразующие отрасли. Например, по заявлению премьер-министра Михаила Мишустина, Россия должна расширять собственное производство транспортных средств и строительной техники.
Столь масштабные изменения неизбежно ведут к кадровому голоду в отдельных отраслях, и дефицит кадров наблюдается как раз там, где особенно нужна подготовка новых специалистов. По оценкам Минцифры, к 2024 году только в IT-сфере будет не хватать около миллиона квалифицированных работников. А в целом по экономике, говорит вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, дефицит кадров достиг 37% (на момент выступления).
Для развития экономики на перспективу вузы, ссузы и школы должны получать экономически обоснованные долгосрочные запросы на специалистов, отражающие запросы не только сегодняшнего и завтрашнего, но даже послезавтрашнего дня. Другими словами, экономике нужен “кадровый суверенитет”.
Вместе с тем у отраслей хозяйства и профильных министерств и ведомств должны быть хотя бы среднесрочные планы развития экономики (в идеале - долгосрочные), исходя из которых можно формировать запросы к учебным заведениям. Причем с учетом не только “классических” специальностей, но и “свежих”, инновационных, возникающих по мере развития технологий.
Ряд шагов в этом направлении уже сделан. Россия больше не входит в Болонскую образовательную систему, что означает самостоятельную подготовку кадров, а в вузах был внедрен “специалитет”. В краткосрочной перспективе решить проблему нехватки кадров призвана программа “Профессионалитет” в среднем профессиональном образовании, о которой “Солидарность” недавно писала. Предлагается внести поправки в закон о целевом приеме в вузы с упором на большую прозрачность размещения заявок и проведения экзаменов.
Но это лишь первые шаги, решающие задачи “вчерашнего” дня. Вопрос - есть ли у правительства понимание перспектив и стратегия развития экономики? И способна ли российская система образования готовить специалистов “послезавтрашнего” дня?
Судя по данным исследования рынка труда, которое компания Headhunter проводила в июле 2022 года, разворот на рынке труда происходит крайне медленно, и экономика все еще рассчитывает на стимуляцию потребления.
“А”-СПРАВКА
Самые востребованные по числу вакансий профессии:
- продавцы (кассиры и консультанты) - 61,2 тыс. вакансий;
- менеджеры по продажам и работе с клиентами - 55,7 тыс.;
- водители - 28,2 тыс.;
- врачи - 26,5 тыс.;
- программисты - 22,6 тыс.
О том, что рынок труда переориентируется медленно, говорят и данные рекрутинговой компании SuperJob. Как сообщили “Солидарности” специалисты компании, российский рынок труда в последнее время был сильно дефицитным. За последние три месяца не было ни серьезных потрясений, ни критического роста безработицы. Не ожидается такого и в дальнейшем.
“А”-СПРАВКА
Динамика спроса на рынке труда по отраслям (данные компании SuperJob)
Наибольшую динамику спроса за месяц показали службы курьерской доставки (+46% к общему числу вакансий по РФ). В кадровой сфере вакансий стало больше на 29%, а в производственных отраслях - на 28%. Перед новым учебным годом число вакансий в сфере образования увеличилось на четверть (+26%). Спрос в сфере услуг повысился на 17%. Вакансий от банков стало больше на 16%. На 16% повысился и спрос на аграриев и животноводов. Число IT-вакансий выросло на 11%. Чуть снизилось количество вакансий в медицине и фармацевтике (- 6%), маркетинге (- 7%). Спрос на специалистов по консалтингу и стратегическому развитию за месяц упал на 14%.
ДАЙТЕ НАМ КАДРЫ
Между тем дефицит новых высококвалифицированных кадров усугубляется в разных областях хозяйства страны. Это касается и специалистов с высшим образованием, и квалифицированных рабочих. По мере развития технологий требования к специалистам повышаются. Во многих областях ряд рабочих специальностей требует наличия высшего образования. В медицине же есть и более интересные примеры.
Так, в профсоюзе работников здравоохранения “Солидарности” рассказали, что требования к специалистам существенно меняются, появляется ряд новых специальностей, идут процессы компьютеризации и цифровизации.
- Актуальными становятся такие специальности, как врачи-кибернетики, - говорит председатель профсоюза работников здравоохранения Анатолий Домников. - Это аналитики, эксперты, специалисты по внедрению и сопровождению информационных систем в сфере здравоохранения, связанных с организацией и оказанием медицинской помощи. Востребованы проектировщики баз данных и информационных систем, менеджеры проектов. Идет трансформация, например, врачей-рентгенологов в экспертов референс-центров, во врачей телемедицинских центров технологий, специалистов в интервенционной радиологии и других.
По его словам, появляется и развивается новая область - “физическая и реабилитационная медицина”, в рамках которой необходимо готовить таких специалистов, как медицинский логопед, медицинский психолог, кинезиотерапевт.
Но наиболее серьезные изменения, уточняет Домников, касаются среднего медицинского персонала:
- Дальнейшее развитие получат программы подготовки медицинских сестер с высшим образованием. Клинические специальности будут пополнены специалистами с уровнем подготовки бакалавра - например, “клиническая медицинская сестра”, выполняющая функции палатной, процедурной и перевязочной медсестры.
Серьезную нехватку квалифицированных кадров испытывает и промышленность.
По словам председателя профсоюза работников промышленности Андрея Чекменева, “сегодня рабочие - острый дефицит”, а промышленности требуются профессии, “обладатели которых создают какой-то продукт, будь то изделие или механизм”.
Чекменев уточняет, что существует дефицит выпускников высшей школы: нужны конструкторы, технологи, химики, радиоэлектронщики, металлурги, программисты. А еще профессионалы со средним специальным образованием - станочники (как универсалы, так и операторы обрабатывающих центров), сварщики всех видов сварки, слесари-сборщики, электрики (в широком смысле).
Серьезный дефицит квалифицированных кадров отмечают и в профсоюзе работников радиоэлектронной промышленности. Между тем развитие этой отрасли в текущих условиях является ключевым вопросом не только для самой радиоэлектроники, но и для большинства других значимых отраслей.
Как отмечает председатель Российского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности Иван Гыбин, “нехватка кадров в радиоэлектронике- серьезная проблема, усиливающаяся из-за быстрого роста отрасли. Особенно острая нехватка кадров в микроэлектронике. Здесь не хватает микроэлектронщиков, компиляторщиков, тестировщиков, верификаторов и специалистов по ядру Linux”.
ПУТИ РЕШЕНИЯ
Ликвидировать дисбаланс рынка труда в один момент, разумеется, невозможно. У перекоса в сторону сферы обслуживания и сервисных услуг много причин. Разворачивать соискателей в сторону промышленных предприятий, науки, разработки и производства предстоит как учебным заведениям, так и работодателям. Наиболее дальновидные - уже действуют.
Так, уточняет Домников, “медицинские вузы стараются как можно оперативнее готовить образовательные программы и образовательные стандарты с учетом новых требований и новаций, актуализируют уже утвержденные. Мы совместно с Нацмедпалатой (Леонид Рошаль) регулярно рассматриваем эти программы и акцентируем внимание на количестве часов теории и практики по некоторым дисциплинам, по длительности ординатуры (с учетом сложности специальности)”.
Медицина - не единственная отрасль, где принимаются решения. Так, в стратегии развития радиоэлектронной промышленности Минпромторга указано, что для развития российских предприятий необходимо готовить не менее 10 тысяч специалистов ежегодно вплоть до 2030 года.
Для достижения этой цели нужно резко нарастить образовательные мощности - сейчас вузы ежегодно выпускают всего 1200 - 1500 специалистов. Согласно докладу АО “ЦНИИ “Электроника” сегодня 54% профильных российских компаний испытывают нехватку кадров. Всего в отрасли задействовано 280 тыс. сотрудников, их средний возраст- 45 лет.
Чтобы решить кадровую проблему, Минпромторг объявил конкурсы на разработку концепций развития кадрового потенциала радиоэлектронной промышленности до 2030 года. Исполнители должны подготовить новые образовательные программы, которые до 2030 года внедрят в 12 субъектах РФ.
Но готова ли система образования к решению всех этих масштабных задач? Специалисты отвечают со сдержанным оптимизмом.
Так, мнением поделился Роберт Уразов - директор дивизиона “Кадровый потенциал” Агентства стратегических инициатив (АСИ), генеральный директор “Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)”. Он считает, что “кадровый суверенитет имеет формулу - мы должны его создавать: во-первых, развивая индивидуальные способности человека, во-вторых, давая ему непременно опору в виде смысловой, культурной идентичности (иначе утечка мозгов и рук!), в-третьих, мотивируя таких профессионалов вызовами мирового масштаба. Современная система подготовки не способна решить эти задачи. Но признание этого факта - огромный прогресс и стимул к изменениям”.
Схожее мнение о том, как восполнять кадровый дефицит в реальном секторе экономики и обеспечивать кадрами инновационные программы, высказывают и профсоюзные специалисты. В частности, председатель Российского профсоюза работников промышленности Андрей Чекменев указывает, что люди, овладевающие новыми специальностями, должны быть социально защищены и иметь достойную оплату труда.
Высокая квалификация, умение овладевать современными навыками подразумевают и высокую инициативность, вовлеченность, заинтересованность в результате.
- Главный стимул - интересная работа, а не рутина, - подчеркивает Чекменев.
Все это ставит серьезные вопросы перед специалистами, желающими развивать свою карьеру, а также перед сферой образования. Требуется коренное изменение в базовых подходах, методиках подготовки кадров и их мотивации.
Отметим важный и интересный момент. Судя по мнению специалистов, и профсоюзы, и коллективы промышленных предприятий, и инновационные производства готовы к грандиозным проектам, готовы решать серьезные, принципиально новые творческие задачи. Остается вопрос - появятся ли достойные реалистичные проекты для новых кадров?
Источник: https://solidarnost.org/articles/novye-kadry-dlya-novyh-zadach.html?bx_sender_conversion_id=880680&utm_source=newsletter&utm_medium=mail&utm_campaign=novaya_rassylka
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите и нажмите Ctrl+Enter