Соцпартнеры обсудили законопроект о трудоустройстве
В прошлом году “Солидарность” не раз писала, что в Госдуме разрабатывается новая редакция закона о занятости населения. В процессе, конечно, активно участвовали и все стороны соцпартнерства. 11 января законопроект был внесен в Госдуму, а 27 числа его обсудили на заседании РТК. И, судя по выступлениям соцпартнеров, перед вторым чтением документа стоит ожидать крупных баталий. А ведь еще и первое не начиналось...
ПОСОБИЯ, КВОТЫ, НОВЕЛЛЫ
В начале года в Госдуму была внесена новая редакция закона о занятости населения. Законопроект обсуждался весь прошлый год, ожидалось, что он будет рассмотрен в осеннюю думскую сессию. Но работа над ним продолжается до сих пор. Так, 27 января документ обсудили на заседании Российской трехсторонней комиссии. - Этапами этой работы были документы об удаленной работе, об электронном кадровом документообороте, - напомнил один из авторов законопроекта, член комитета Госдумы по труду Андрей Исаев (“ЕР”).
- Данный закон, с нашей точки зрения, существенно улучшает работу службы занятости. Если [базовый закон о занятости 1991 года] был нацелен главным образом на то, чтобы оказывать помощь исключительно безработным, то, не снимая этой задачи, мы перемещаем акцент на предотвращение безработицы и ее профилактику.
Профилактика, по идее, будет доходить до того, что в центр занятости сможет обращаться и еще работающий человек. Допустим, ему грозит увольнение или же он хочет найти работу получше. Таким образом, государственные центры занятости населения станут более похожими на рекрутинговые компании. Что, наверное, давно пора было сделать, исходя хотя бы из логики конкурентного рынка. Интересно будет посмотреть, как государство станет соревноваться с такими компаниями, как HeadHanter. По крайней мере одно преимущество будет налицо - бесплатность услуг. В остальном, как говорится, посмотрим.
- Особое внимание уделяется вопросу трудоустройства молодежи. Предполагается возможность финансовой поддержки работодателей, берущих на работу молодых специалистов. Предполагается содействие временному трудоустройству обучающихся и ищущих работу в свободное от учебы время, - перечислял далее Андрей Исаев.
Отдельная тема - пособие по безработице. Его размер теперь будет не фиксированным в рублях, а зависеть от МРОТ. Минимальный размер оплаты труда будет выплачиваться безработному в первые три месяца, далее - половина от этой суммы. Сейчас МРОТ - 16 242 рубля в месяц. В результате предложенной “реформы”, полагают авторы, снимется вечный вопрос об индексации пособий по безработице: их размер будет зависеть от индексации МРОТ. Логично, в общем-то, полагают.
Еще одно предложенное новшество - зарегистрироваться в качестве безработного можно будет не только по месту прописки, но и по месту фактического проживания. Отметим, что до эпохи повальной цифровизации госуслуг это могло породить волну мошенничества: регистрируйся хоть в десяти городах и получай десять пособий. Теперь такое невозможно. Ну, поживем - увидим.
Еще предлагается дифференцированный подход к квотированию рабочих мест для инвалидов. Как сказано в пояснительной записке, “в субъекте РФ будет устанавливаться единый целевой показатель квоты приема на работу инвалидов или несколько целевых показателей квоты для различных отраслей экономики, различных муниципальных образований, работодателей с различной среднесписочной численностью работников”.
Если вы тоже заблудились в этой туманной формулировке, переведем на русский: будет как бог на душу региональным властям положит. Но не будем пессимистами, ведь может и неплохо так положить. Хотя следующее уточнение оптимизма не прибавляет: “…устанавливается перечень случаев, когда работодатель может быть освобожден от выполнения квоты”.
- Принятие данного закона потребует принятия нескольких законов-спутников: это и поправки к ТК РФ, и отдельный закон о самозанятых и платформенно занятых, - добавил Исаев. - Работа уже начата. В нашем законе впервые дается определение таким понятиям, как самозанятый и платформенно занятый.
“БУДЕМ ПРОДВИГАТЬ”
Профсоюзное мнение о внесенном законопроекте в целом позитивное. По-другому вряд ли и могло быть, учитывая вовлеченность специалистов ФНПР в работу над документом (Андрей Исаев, напомним, является зампредом организации на общественных началах). Но, судя по выступлению председателя ФНПР Михаила Шмакова, нерешенные вопросы еще остаются.
- Пока законопроект не решает проблему экономической защищенности самозанятых и занятых платформенно, - указал Шмаков (его зам в своем выступлении до этого сообщил, что перед первым чтением дальше самих определений этих понятий решили пока не идти). - Из положительных моментов: признается необходимость противодействия нелегальной занятости. Но запрет заемного труда, по нашему мнению, должен быть закреплен в законе о занятости более конкретно. Потому что сейчас вновь начинаются дискуссии - по крайней мере на площадке Минтруда - по поводу того, что “давайте регулировать предоставление персонала” (а не запрещать. - П.О.) Это нарушение положения о запрете заемного труда, которое есть в Трудовом кодексе. Поэтому мы будем категорически против любых деформаций этого положения.
Более того, по словам Шмакова, в законопроекте есть ряд негативных норм, “которые могут свести к нулю все позитивные намерения”. Это, во-первых (считает Шмаков), сохранение 6-месячного периода выплаты пособия по безработице. Профсоюзы предлагают продлить срок выплат “на период переобучения”, причем в максимальном размере. Кроме того, говорит профлидер, пособие должно быть дифференцировано в зависимости от стажа соискателя. Допустим, если стаж больше 8 лет - выплачивать величину утраченного заработка “без ограничения по максимуму”. А минимальное пособие установить на уровне МРОТ (человек ведь, к сожалению, мог зарабатывать и столь мало).
- Эти предложения мы будем продвигать при обсуждении. Часть предложений направлена в секретариат РТК, остальные будут направлены в Госдуму, на рассмотрение во втором чтении. В целом мы [законопроект] поддерживаем, - резюмировал Шмаков.
КОНЦЕПЦИЯ ПОМЕНЯЛАСЬ?
В свою очередь президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин выразил удовлетворение по поводу того, что “мы подсократили главу про самозанятость и платформенную занятость”.
- Мы бы хотели, чтобы интересы работодателей, которые являются, безусловно, ключевыми участниками рынка труда, были в максимальной степени учтены, - выразил надежду, граничащую с ультиматумом, глава РСПП. Но все же добавил: - Так же, как и интересы работников.
И тем не менее - “хотелось бы, чтобы мероприятия по поддержке работодателей были все-таки основными для государственной политики”. В том смысле, что в текущей редакции законопроекта государство “может” разрабатывать такие мероприятия, а бизнес настаивает на том, что оно - “обязано”. Вполне себе, кстати, нормальное желание. Если не иметь в виду риторику насчет “ключевых участников рынка труда”, конечно. Которая способна только открыть бесконечную полемику про яйцо и курицу, а больше вряд ли на что.
- Считаем, что нужно сократить объем и перечень информации, которая предоставляется работодателями в органы службы занятости. - Шохин, как всегда, был предельно предметен. Притом что имелось в виду не право работодателей на утаивание информации, а использование вездесущей цифровизации: если те или иные сведения уже есть в распоряжении какого-либо госоргана, то к чему тратить время и силы на ее дублирование.
Но между ФНПР и РСПП пока что остаются противоречия. Это касается, например, исключения из законопроекта норм о деятельности частных агентств занятости.
- Тот факт, что в Минтруде, как Михаил Викторович [Шмаков] сказал, начинаются вновь разговоры о регулировании заемного труда... Запретительная логика сейчас, к сожалению, преобладает. Но я хотел бы все-таки убедить наших социальных партнеров в том, что регулировать лучше, чем запрещать, - выразил надежду Александр Шохин.
Если говорить конкретно о профсоюзах, то вряд ли их возможно убедить в легальности заемного труда (именно в нем состоит проблема, связанная с частными агентствами занятости). Но резюмирующие слова правительственного куратора РТК, вице-премьера Татьяны Голиковой о том, что “предстоит очень много еще всего концептуально обсудить”, несколько настораживают. Не хотелось бы жить в анекдоте, где “концепция поменялась”.
Источник: https://solidarnost.org/articles/perepridumat-zanyatost.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©
ПОСОБИЯ, КВОТЫ, НОВЕЛЛЫ
В начале года в Госдуму была внесена новая редакция закона о занятости населения. Законопроект обсуждался весь прошлый год, ожидалось, что он будет рассмотрен в осеннюю думскую сессию. Но работа над ним продолжается до сих пор. Так, 27 января документ обсудили на заседании Российской трехсторонней комиссии. - Этапами этой работы были документы об удаленной работе, об электронном кадровом документообороте, - напомнил один из авторов законопроекта, член комитета Госдумы по труду Андрей Исаев (“ЕР”).
- Данный закон, с нашей точки зрения, существенно улучшает работу службы занятости. Если [базовый закон о занятости 1991 года] был нацелен главным образом на то, чтобы оказывать помощь исключительно безработным, то, не снимая этой задачи, мы перемещаем акцент на предотвращение безработицы и ее профилактику.
Профилактика, по идее, будет доходить до того, что в центр занятости сможет обращаться и еще работающий человек. Допустим, ему грозит увольнение или же он хочет найти работу получше. Таким образом, государственные центры занятости населения станут более похожими на рекрутинговые компании. Что, наверное, давно пора было сделать, исходя хотя бы из логики конкурентного рынка. Интересно будет посмотреть, как государство станет соревноваться с такими компаниями, как HeadHanter. По крайней мере одно преимущество будет налицо - бесплатность услуг. В остальном, как говорится, посмотрим.
- Особое внимание уделяется вопросу трудоустройства молодежи. Предполагается возможность финансовой поддержки работодателей, берущих на работу молодых специалистов. Предполагается содействие временному трудоустройству обучающихся и ищущих работу в свободное от учебы время, - перечислял далее Андрей Исаев.
Отдельная тема - пособие по безработице. Его размер теперь будет не фиксированным в рублях, а зависеть от МРОТ. Минимальный размер оплаты труда будет выплачиваться безработному в первые три месяца, далее - половина от этой суммы. Сейчас МРОТ - 16 242 рубля в месяц. В результате предложенной “реформы”, полагают авторы, снимется вечный вопрос об индексации пособий по безработице: их размер будет зависеть от индексации МРОТ. Логично, в общем-то, полагают.
Еще одно предложенное новшество - зарегистрироваться в качестве безработного можно будет не только по месту прописки, но и по месту фактического проживания. Отметим, что до эпохи повальной цифровизации госуслуг это могло породить волну мошенничества: регистрируйся хоть в десяти городах и получай десять пособий. Теперь такое невозможно. Ну, поживем - увидим.
Еще предлагается дифференцированный подход к квотированию рабочих мест для инвалидов. Как сказано в пояснительной записке, “в субъекте РФ будет устанавливаться единый целевой показатель квоты приема на работу инвалидов или несколько целевых показателей квоты для различных отраслей экономики, различных муниципальных образований, работодателей с различной среднесписочной численностью работников”.
Если вы тоже заблудились в этой туманной формулировке, переведем на русский: будет как бог на душу региональным властям положит. Но не будем пессимистами, ведь может и неплохо так положить. Хотя следующее уточнение оптимизма не прибавляет: “…устанавливается перечень случаев, когда работодатель может быть освобожден от выполнения квоты”.
- Принятие данного закона потребует принятия нескольких законов-спутников: это и поправки к ТК РФ, и отдельный закон о самозанятых и платформенно занятых, - добавил Исаев. - Работа уже начата. В нашем законе впервые дается определение таким понятиям, как самозанятый и платформенно занятый.
“БУДЕМ ПРОДВИГАТЬ”
Профсоюзное мнение о внесенном законопроекте в целом позитивное. По-другому вряд ли и могло быть, учитывая вовлеченность специалистов ФНПР в работу над документом (Андрей Исаев, напомним, является зампредом организации на общественных началах). Но, судя по выступлению председателя ФНПР Михаила Шмакова, нерешенные вопросы еще остаются.
- Пока законопроект не решает проблему экономической защищенности самозанятых и занятых платформенно, - указал Шмаков (его зам в своем выступлении до этого сообщил, что перед первым чтением дальше самих определений этих понятий решили пока не идти). - Из положительных моментов: признается необходимость противодействия нелегальной занятости. Но запрет заемного труда, по нашему мнению, должен быть закреплен в законе о занятости более конкретно. Потому что сейчас вновь начинаются дискуссии - по крайней мере на площадке Минтруда - по поводу того, что “давайте регулировать предоставление персонала” (а не запрещать. - П.О.) Это нарушение положения о запрете заемного труда, которое есть в Трудовом кодексе. Поэтому мы будем категорически против любых деформаций этого положения.
Более того, по словам Шмакова, в законопроекте есть ряд негативных норм, “которые могут свести к нулю все позитивные намерения”. Это, во-первых (считает Шмаков), сохранение 6-месячного периода выплаты пособия по безработице. Профсоюзы предлагают продлить срок выплат “на период переобучения”, причем в максимальном размере. Кроме того, говорит профлидер, пособие должно быть дифференцировано в зависимости от стажа соискателя. Допустим, если стаж больше 8 лет - выплачивать величину утраченного заработка “без ограничения по максимуму”. А минимальное пособие установить на уровне МРОТ (человек ведь, к сожалению, мог зарабатывать и столь мало).
- Эти предложения мы будем продвигать при обсуждении. Часть предложений направлена в секретариат РТК, остальные будут направлены в Госдуму, на рассмотрение во втором чтении. В целом мы [законопроект] поддерживаем, - резюмировал Шмаков.
КОНЦЕПЦИЯ ПОМЕНЯЛАСЬ?
В свою очередь президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин выразил удовлетворение по поводу того, что “мы подсократили главу про самозанятость и платформенную занятость”.
- Мы бы хотели, чтобы интересы работодателей, которые являются, безусловно, ключевыми участниками рынка труда, были в максимальной степени учтены, - выразил надежду, граничащую с ультиматумом, глава РСПП. Но все же добавил: - Так же, как и интересы работников.
И тем не менее - “хотелось бы, чтобы мероприятия по поддержке работодателей были все-таки основными для государственной политики”. В том смысле, что в текущей редакции законопроекта государство “может” разрабатывать такие мероприятия, а бизнес настаивает на том, что оно - “обязано”. Вполне себе, кстати, нормальное желание. Если не иметь в виду риторику насчет “ключевых участников рынка труда”, конечно. Которая способна только открыть бесконечную полемику про яйцо и курицу, а больше вряд ли на что.
- Считаем, что нужно сократить объем и перечень информации, которая предоставляется работодателями в органы службы занятости. - Шохин, как всегда, был предельно предметен. Притом что имелось в виду не право работодателей на утаивание информации, а использование вездесущей цифровизации: если те или иные сведения уже есть в распоряжении какого-либо госоргана, то к чему тратить время и силы на ее дублирование.
Но между ФНПР и РСПП пока что остаются противоречия. Это касается, например, исключения из законопроекта норм о деятельности частных агентств занятости.
- Тот факт, что в Минтруде, как Михаил Викторович [Шмаков] сказал, начинаются вновь разговоры о регулировании заемного труда... Запретительная логика сейчас, к сожалению, преобладает. Но я хотел бы все-таки убедить наших социальных партнеров в том, что регулировать лучше, чем запрещать, - выразил надежду Александр Шохин.
Если говорить конкретно о профсоюзах, то вряд ли их возможно убедить в легальности заемного труда (именно в нем состоит проблема, связанная с частными агентствами занятости). Но резюмирующие слова правительственного куратора РТК, вице-премьера Татьяны Голиковой о том, что “предстоит очень много еще всего концептуально обсудить”, несколько настораживают. Не хотелось бы жить в анекдоте, где “концепция поменялась”.
Источник: https://solidarnost.org/articles/perepridumat-zanyatost.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите и нажмите Ctrl+Enter