Фонд соцстраха злоупотребляет правами. Квалификация несчастного случая - исключительное право комиссии по его расследованию
ЕСТЬ ПРАВА - ДОЛЖНЫ БЫТЬ И ВЫПЛАТЫ
Безопасность человеческой деятельности относительна. Когда работник выполняет трудовые функции, нередко происходят события, причиняющие ему вред. Как следствие, по всему миру законодательно закреплялась норма о том, что человеку в таких случаях должна быть обеспечена социальная защита. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948, предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию.
Эти принципы нашли отражение в ст. 37 и 39 Конституции РФ и в ряде государственных нормативных актов. В частности, ст. 184 ТК РФ и закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (с изм. на 25.02.2022) “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (далее - закон № 125-ФЗ) устанавливают основы обязательного социального страхования и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях.
Суть указанных законов в том, что система социального страхования в РФ должна помогать работникам, оставшимся без дохода в результате несчастного случая или профзаболевания, а также семье погибшего работника, если у него были иждивенцы.
Если произошел несчастный случай, отнесенный к категории “легких” (с временной нетрудоспособностью), застрахованному работнику полагается пособие в размере 100% его среднего заработка (закон № 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” от 27.12.2019). При несчастном случае, повлекшем стойкую утрату трудоспособности, полагаются страховые выплаты (единовременная, ежемесячные) и оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, связанных с повреждением здоровья застрахованного. В этих случаях страховая выплата определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного (с учетом районных коэффициентов и надбавок) за последние перед несчастным случаем 12 месяцев, исчисленная в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности.
В случае смерти застрахованного его семье положена единовременная выплата 1 млн рублей, а также ежемесячная страховая выплата. Размер последней исчисляется исходя из среднего месячного заработка работника за вычетом долей, приходящихся на умершего и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих права на страховые выплаты. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему на них право, общий размер указанных выплат делится на число таковых лиц.
Эти условия установлены ст. 8 закона № 125-ФЗ для случаев, квалифицированных как несчастные случаи, связанные с производством.
ПОЧЕМУ ФОНД ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПЛАТИТЬ
Всех перечисленных выплат пострадавший или иждивенцы погибшего работника нередко лишаются по воле ФСС РФ. Правомочны ли такие решения фонда и на каком основании они принимаются? Статья 18 закона № 125-ФЗ обязывает этот орган своевременно регистрировать страхователей, собирать взносы, начислять обеспечение по страхованию в размерах и в сроки, установленные этим законом. В свою очередь, расследование обстоятельств и причин, а также квалификация несчастных случаев в соответствии с нормами ТК РФ - обязанность и ответственность комиссии по расследованию несчастного случая, назначаемой приказом работодателя.
Отчего же возникают разногласия у комиссии и страховщика? Как показывает практика и анализ судебных решений, ФСС отказывает в выплатах пострадавшим, ссылаясь на свое право не соглашаться с выводами комиссии по расследованию несчастного случая.
Закон № 125-ФЗ не предусматривает проведения экспертизы по квалификации несчастного случая. Согласно п. 4 ст. 15 этого закона страховщик обязан проверить наличие заявления застрахованного на компенсационные выплаты, а также документы, необходимые для их получения. После проверки документов ФСС принимает решение о назначении или об отказе в страховых выплатах.
Аргументируя свое право при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая, ФСС РФ опирается на ст. 11 закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. от 25.02.2022) “Об основах обязательного социального страхования”.
Также письмом ФСС от 03.07.2001 № 02-18/07 утверждены Методические рекомендации о порядке назначения и проведения исполнительными органами Фонда социального страхования РФ экспертизы страхового случая (далее - Методические рекомендации). Согласно документу цель экспертизы - подтвердить, что здоровье застрахованного было повреждено вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания. Экспертиза проводится при таких последствиях, как временная нетрудоспособность, полная или частичная утрата профессиональной трудоспособности, смерть застрахованного. Установление таких фактов налагает на страховщика обязательства в соответствии с законом № 125-ФЗ.
По каким причинам представители ФСС не соглашаются с решением комиссии? Из анализа судебной практики следует, что эксперты ФСС, определяя несчастный случай как нестраховой, исходят из собственных представлений о том, как следует его квалифицировать. Часто ведомство не признает случай страховым, если работник получил травму, условно говоря, “не за станком” (то есть не при исполнении трудовой функции по определенной специальности, должности), а выполняя иные правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемые в его интересах. Скажем, переодевался после работы, шел в столовую, к рабочему месту, был в командировке, выполнял какие-либо действия по поручению работодателя (его представителя).
Например, работница получила травму с временной утратой трудоспособности. По результатам расследования был составлен акт формы Н-1 и оплачен больничный лист в размере 100% ее среднего заработка. ФСС РФ отказал в зачете пособия в счет уплаты страховых взносов, так как женщина получила травму в обеденный перерыв. Суд установил связь повреждения здоровья с работой, так как столовая была на территории работодателя (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.09.2013 по делу № А40116863/12 107-586).
Еще пример. Мужчина сломал ногу, пока шел к бытовому корпусу, чтобы помыться и переодеться после работы. ФСС РФ не признал случай страховым, так как он не связан непосредственно с трудовой деятельностью работника. Суд не признал решение фонда, поскольку работник соблюдал инструкцию по охране труда. Душ и переодевание - элементы гигиены труда и обусловлены трудовыми отношениями (постановление 17 Арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 № 17 АП17681/2015 АК).
Третий пример. Работница была направлена в служебную командировку и, возвращаясь из нее на транспорте работодателя, попала в ДТП, после чего перенесла ишемический инсульт. ФСС не признал это несчастным случаем на производстве. Однако суд запросил заключение бюро судебно-медицинской экспертизы, которым была установлена причинно-следственная связь между инсультом у работницы и ДТП. Заключение ФСС было отменено (решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 07.10.2015 № 2-1416/2014).
КВАЛИФИКАЦИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ
Порядок расследования несчастных случаев и их квалификация устанавливаются ст. 227 - 231 ТК РФ и приказом Минтруда России от 20.04.2022 № 223н “Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве” (зарегистрировано Минюстом России 01.06.2022 № 68673, далее - Положение № 223н).
К квалифицирующим признакам несчастного случая, связанного с производством, Трудовой кодекс РФ относит:
- исполнение трудовых обязанностей или выполнение какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также иные правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемые в его интересах (функциональный признак);
- место события (территориальный признак);
- обстоятельства времени (временной признак);
- событие указано в соответствующем перечне в ст. 227 ТК РФ;
- результат события (повреждение здоровья, обусловленное воздействием внешних факторов, повлекшее необходимость перевода пострадавшего на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть работника).
Аналогичные признаки квалификации несчастных случаев подтверждены в п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.03.2011 № 2 “О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”. В документе указывается, что для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни и здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать юридически значимые обстоятельства, в частности:
- относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227 ТК РФ);
- указано ли событие в перечне квалифицируемых как несчастные случаи (ч. 3 ст. 227 ТК РФ);
- соответствуют ли обстоятельства (время, место и др.), сопутствующие событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 ТК РФ;
- произошел ли несчастный случай с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 5 закона № 125-ФЗ);
- имели ли место обстоятельства, при которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством.
Все обстоятельства, при которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством, изложены в ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ. К таковым относят:
- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке медицинской организацией или судом;
- смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых, по заключению медицинской организации, стало алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
- несчастный случай при действии (бездействии) пострадавшего, квалифицированном правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Если несчастный случай квалифицируется как связанный с производством, составляется акт по соответствующей форме, а при квалификации его как непроизводственного - акт по форме № 5 Положения № 223н.
ФОНД СОЦСТРАХА ПРОТИВ ТРУДОВОГО КОДЕКСА
Следует уточнить, кто входит в состав комиссии, назначаемой работодателем при расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев со смертельным исходом либо если в результате несчастных случаев один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья.
Помимо должностных лиц работодателя в комиссию включаются представители сторонних организаций, в том числе государственный инспектор труда, представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а также представитель ФСС РФ (если несчастный случай произошел с застрахованным).
Как правило, все акты расследования - о несчастном случае на производстве, о групповом несчастном случае (легком, тяжелом, со смертельным исходом) - безоговорочно подписывает представитель ФСС РФ. Впоследствии в недрах территориального органа страховщика рождается Заключение по квалификации повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве либо профзаболевания как страхового или нестрахового случая. Форма указанного Заключения приведена в Методических рекомендациях. Этот документ является основанием для отказа в компенсационных выплатах, предусмотренных законом № 125-ФЗ.
Статья 227 ТК РФ устанавливает, что “несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве”. Для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья, произошло в рабочее время и в связи с выполнением действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах (постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 28.12.2010 № 11775/10.) Установление иных обстоятельств для признания такого случая страховым законодательством РФ не предусмотрено.
Трудовой кодекс - главный правовой регулятор трудовых отношений в РФ. Статья 5 кодекса устанавливает, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ, а в случае противоречий между ними - должен применяться Трудовой кодекс РФ. Таким образом, несчастные случаи, возникающие в процессе трудовой деятельности работника, - неотъемлемая часть трудового законодательства. Решение комиссии по расследованию несчастного случая о его квалификации - бесспорное право комиссии. В этой связи возникает закономерный вопрос: на каком основании ФСС РФ попирает нормы трудового законодательства и применяет в повседневной практике закон № 165-ФЗ, требования которого явно противоречат нормам ТК РФ?
СУДЕБНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
Статистики по отмененным решениям ФСС РФ нет, но, судя по анализу судебных вердиктов, таких случаев немало. Проблемы судов известны всем, кто хоть раз обращался туда в поисках справедливости. Выдержать длительные испытания пороками нашей судебной системы сложно даже здоровому человеку. А работнику, утратившему здоровье и зачастую не имеющему средств на судебные издержки, такое попросту не под силу. Как правило, заседания не начинаются вовремя. Участникам процесса приходится часами, а порой и целый день ждать заседания. Суды действуют только в рабочее время, значит, пострадавшему или членам семьи погибшего необходимо отпрашиваться с работы.
Нет и статистики, сколь долго пострадавший может ожидать справедливого решения суда.
Например, истица получила травму, упав из-за гололеда. В ходе экспертизы ФСС РФ случай был признан нестраховым. Пострадавшей пришлось искать правду год и семь месяцев (постановление Девятого арбитражного суда по делу № А40-179007/2017).
Другой пример. Работник получил тяжелую травму с ампутацией нижней конечности, баротравму уха и травматический шок из-за взрыва бочки с раствором для противопожарной пропитки. Год и два месяца он добивался справедливого решения (кассационное определение суда Еврейской автономной области от 14.11.2008 по делу № 33-390/2008).
Подобных примеров множество, невозможно описать все хождения по мукам пострадавших от несчастных случаев. Вместе с тем добиваться справедливости все труднее. Теперь нужно предварительно обращаться с жалобой в вышестоящий орган ФСС РФ. Дело в том, что с 1 апреля 2020 года законом № 486-ФЗ от 27.12.2019 внесены изменения в закон № 125-ФЗ, а именно: решение территориального органа ФСС РФ о назначении компенсационных выплат может быть обжаловано в суде только после обжалования в вышестоящем органе страховщика.
ФСС РФ поясняет, что досудебное обжалование значительно проще, чем процедура рассмотрения судебных споров, и позволяет сократить количество обращений в суд. Действительно, заявление в ФСС РФ рассматривается всего 10 - 20 дней.
Вопрос в том, захочет ли фонд искать справедливые пути разрешения конфликта и избавлять пострадавших от бесконечных споров и тяжб. Нет уверенности, что эксперты центрального органа ФСС РФ более компетентны в знании трудового права, нежели его территориальные органы. Как нет уверенности и в том, что “наверху” меньше желания сэкономить собранные с работодателей средства. Скорее всего, мытарства пострадавших будут только множиться.
Наблюдая за безуспешной борьбой своих территориальных органов с судами, центральный орган ФСС РФ давно мог бы навести порядок и прекратить необоснованные попытки сократить число страховых несчастных случаев. Ведь судебные решения практически всегда на стороне пострадавших, а не фонда.
Нет непреодолимых препятствий к тому, чтобы повернуть ФСС РФ лицом к пострадавшим. Необходимо устранить противоречия между ТК РФ и законом № 165-ФЗ, лишить Фонд социального страхования права принимать решение о квалификации несчастного случая. Законы, не соответствующие интересам народа, должны быть отменены, а решения, принятые на их основе, - пересмотрены.
Источник: https://solidarnost.org/articles/fond-sotsstraha-zloupotreblyaet-pravami.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©
Безопасность человеческой деятельности относительна. Когда работник выполняет трудовые функции, нередко происходят события, причиняющие ему вред. Как следствие, по всему миру законодательно закреплялась норма о том, что человеку в таких случаях должна быть обеспечена социальная защита. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948, предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию.
Эти принципы нашли отражение в ст. 37 и 39 Конституции РФ и в ряде государственных нормативных актов. В частности, ст. 184 ТК РФ и закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (с изм. на 25.02.2022) “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (далее - закон № 125-ФЗ) устанавливают основы обязательного социального страхования и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях.
Суть указанных законов в том, что система социального страхования в РФ должна помогать работникам, оставшимся без дохода в результате несчастного случая или профзаболевания, а также семье погибшего работника, если у него были иждивенцы.
Если произошел несчастный случай, отнесенный к категории “легких” (с временной нетрудоспособностью), застрахованному работнику полагается пособие в размере 100% его среднего заработка (закон № 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” от 27.12.2019). При несчастном случае, повлекшем стойкую утрату трудоспособности, полагаются страховые выплаты (единовременная, ежемесячные) и оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, связанных с повреждением здоровья застрахованного. В этих случаях страховая выплата определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного (с учетом районных коэффициентов и надбавок) за последние перед несчастным случаем 12 месяцев, исчисленная в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности.
В случае смерти застрахованного его семье положена единовременная выплата 1 млн рублей, а также ежемесячная страховая выплата. Размер последней исчисляется исходя из среднего месячного заработка работника за вычетом долей, приходящихся на умершего и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих права на страховые выплаты. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему на них право, общий размер указанных выплат делится на число таковых лиц.
Эти условия установлены ст. 8 закона № 125-ФЗ для случаев, квалифицированных как несчастные случаи, связанные с производством.
ПОЧЕМУ ФОНД ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПЛАТИТЬ
Всех перечисленных выплат пострадавший или иждивенцы погибшего работника нередко лишаются по воле ФСС РФ. Правомочны ли такие решения фонда и на каком основании они принимаются? Статья 18 закона № 125-ФЗ обязывает этот орган своевременно регистрировать страхователей, собирать взносы, начислять обеспечение по страхованию в размерах и в сроки, установленные этим законом. В свою очередь, расследование обстоятельств и причин, а также квалификация несчастных случаев в соответствии с нормами ТК РФ - обязанность и ответственность комиссии по расследованию несчастного случая, назначаемой приказом работодателя.
Отчего же возникают разногласия у комиссии и страховщика? Как показывает практика и анализ судебных решений, ФСС отказывает в выплатах пострадавшим, ссылаясь на свое право не соглашаться с выводами комиссии по расследованию несчастного случая.
Закон № 125-ФЗ не предусматривает проведения экспертизы по квалификации несчастного случая. Согласно п. 4 ст. 15 этого закона страховщик обязан проверить наличие заявления застрахованного на компенсационные выплаты, а также документы, необходимые для их получения. После проверки документов ФСС принимает решение о назначении или об отказе в страховых выплатах.
Аргументируя свое право при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая, ФСС РФ опирается на ст. 11 закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. от 25.02.2022) “Об основах обязательного социального страхования”.
Также письмом ФСС от 03.07.2001 № 02-18/07 утверждены Методические рекомендации о порядке назначения и проведения исполнительными органами Фонда социального страхования РФ экспертизы страхового случая (далее - Методические рекомендации). Согласно документу цель экспертизы - подтвердить, что здоровье застрахованного было повреждено вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания. Экспертиза проводится при таких последствиях, как временная нетрудоспособность, полная или частичная утрата профессиональной трудоспособности, смерть застрахованного. Установление таких фактов налагает на страховщика обязательства в соответствии с законом № 125-ФЗ.
По каким причинам представители ФСС не соглашаются с решением комиссии? Из анализа судебной практики следует, что эксперты ФСС, определяя несчастный случай как нестраховой, исходят из собственных представлений о том, как следует его квалифицировать. Часто ведомство не признает случай страховым, если работник получил травму, условно говоря, “не за станком” (то есть не при исполнении трудовой функции по определенной специальности, должности), а выполняя иные правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемые в его интересах. Скажем, переодевался после работы, шел в столовую, к рабочему месту, был в командировке, выполнял какие-либо действия по поручению работодателя (его представителя).
Например, работница получила травму с временной утратой трудоспособности. По результатам расследования был составлен акт формы Н-1 и оплачен больничный лист в размере 100% ее среднего заработка. ФСС РФ отказал в зачете пособия в счет уплаты страховых взносов, так как женщина получила травму в обеденный перерыв. Суд установил связь повреждения здоровья с работой, так как столовая была на территории работодателя (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.09.2013 по делу № А40116863/12 107-586).
Еще пример. Мужчина сломал ногу, пока шел к бытовому корпусу, чтобы помыться и переодеться после работы. ФСС РФ не признал случай страховым, так как он не связан непосредственно с трудовой деятельностью работника. Суд не признал решение фонда, поскольку работник соблюдал инструкцию по охране труда. Душ и переодевание - элементы гигиены труда и обусловлены трудовыми отношениями (постановление 17 Арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 № 17 АП17681/2015 АК).
Третий пример. Работница была направлена в служебную командировку и, возвращаясь из нее на транспорте работодателя, попала в ДТП, после чего перенесла ишемический инсульт. ФСС не признал это несчастным случаем на производстве. Однако суд запросил заключение бюро судебно-медицинской экспертизы, которым была установлена причинно-следственная связь между инсультом у работницы и ДТП. Заключение ФСС было отменено (решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 07.10.2015 № 2-1416/2014).
КВАЛИФИКАЦИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ
Порядок расследования несчастных случаев и их квалификация устанавливаются ст. 227 - 231 ТК РФ и приказом Минтруда России от 20.04.2022 № 223н “Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве” (зарегистрировано Минюстом России 01.06.2022 № 68673, далее - Положение № 223н).
К квалифицирующим признакам несчастного случая, связанного с производством, Трудовой кодекс РФ относит:
- исполнение трудовых обязанностей или выполнение какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также иные правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемые в его интересах (функциональный признак);
- место события (территориальный признак);
- обстоятельства времени (временной признак);
- событие указано в соответствующем перечне в ст. 227 ТК РФ;
- результат события (повреждение здоровья, обусловленное воздействием внешних факторов, повлекшее необходимость перевода пострадавшего на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть работника).
Аналогичные признаки квалификации несчастных случаев подтверждены в п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.03.2011 № 2 “О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”. В документе указывается, что для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни и здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать юридически значимые обстоятельства, в частности:
- относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227 ТК РФ);
- указано ли событие в перечне квалифицируемых как несчастные случаи (ч. 3 ст. 227 ТК РФ);
- соответствуют ли обстоятельства (время, место и др.), сопутствующие событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 ТК РФ;
- произошел ли несчастный случай с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 5 закона № 125-ФЗ);
- имели ли место обстоятельства, при которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством.
Все обстоятельства, при которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством, изложены в ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ. К таковым относят:
- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке медицинской организацией или судом;
- смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых, по заключению медицинской организации, стало алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
- несчастный случай при действии (бездействии) пострадавшего, квалифицированном правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Если несчастный случай квалифицируется как связанный с производством, составляется акт по соответствующей форме, а при квалификации его как непроизводственного - акт по форме № 5 Положения № 223н.
ФОНД СОЦСТРАХА ПРОТИВ ТРУДОВОГО КОДЕКСА
Следует уточнить, кто входит в состав комиссии, назначаемой работодателем при расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев со смертельным исходом либо если в результате несчастных случаев один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья.
Помимо должностных лиц работодателя в комиссию включаются представители сторонних организаций, в том числе государственный инспектор труда, представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а также представитель ФСС РФ (если несчастный случай произошел с застрахованным).
Как правило, все акты расследования - о несчастном случае на производстве, о групповом несчастном случае (легком, тяжелом, со смертельным исходом) - безоговорочно подписывает представитель ФСС РФ. Впоследствии в недрах территориального органа страховщика рождается Заключение по квалификации повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве либо профзаболевания как страхового или нестрахового случая. Форма указанного Заключения приведена в Методических рекомендациях. Этот документ является основанием для отказа в компенсационных выплатах, предусмотренных законом № 125-ФЗ.
Статья 227 ТК РФ устанавливает, что “несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве”. Для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья, произошло в рабочее время и в связи с выполнением действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах (постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 28.12.2010 № 11775/10.) Установление иных обстоятельств для признания такого случая страховым законодательством РФ не предусмотрено.
Трудовой кодекс - главный правовой регулятор трудовых отношений в РФ. Статья 5 кодекса устанавливает, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ, а в случае противоречий между ними - должен применяться Трудовой кодекс РФ. Таким образом, несчастные случаи, возникающие в процессе трудовой деятельности работника, - неотъемлемая часть трудового законодательства. Решение комиссии по расследованию несчастного случая о его квалификации - бесспорное право комиссии. В этой связи возникает закономерный вопрос: на каком основании ФСС РФ попирает нормы трудового законодательства и применяет в повседневной практике закон № 165-ФЗ, требования которого явно противоречат нормам ТК РФ?
СУДЕБНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
Статистики по отмененным решениям ФСС РФ нет, но, судя по анализу судебных вердиктов, таких случаев немало. Проблемы судов известны всем, кто хоть раз обращался туда в поисках справедливости. Выдержать длительные испытания пороками нашей судебной системы сложно даже здоровому человеку. А работнику, утратившему здоровье и зачастую не имеющему средств на судебные издержки, такое попросту не под силу. Как правило, заседания не начинаются вовремя. Участникам процесса приходится часами, а порой и целый день ждать заседания. Суды действуют только в рабочее время, значит, пострадавшему или членам семьи погибшего необходимо отпрашиваться с работы.
Нет и статистики, сколь долго пострадавший может ожидать справедливого решения суда.
Например, истица получила травму, упав из-за гололеда. В ходе экспертизы ФСС РФ случай был признан нестраховым. Пострадавшей пришлось искать правду год и семь месяцев (постановление Девятого арбитражного суда по делу № А40-179007/2017).
Другой пример. Работник получил тяжелую травму с ампутацией нижней конечности, баротравму уха и травматический шок из-за взрыва бочки с раствором для противопожарной пропитки. Год и два месяца он добивался справедливого решения (кассационное определение суда Еврейской автономной области от 14.11.2008 по делу № 33-390/2008).
Подобных примеров множество, невозможно описать все хождения по мукам пострадавших от несчастных случаев. Вместе с тем добиваться справедливости все труднее. Теперь нужно предварительно обращаться с жалобой в вышестоящий орган ФСС РФ. Дело в том, что с 1 апреля 2020 года законом № 486-ФЗ от 27.12.2019 внесены изменения в закон № 125-ФЗ, а именно: решение территориального органа ФСС РФ о назначении компенсационных выплат может быть обжаловано в суде только после обжалования в вышестоящем органе страховщика.
ФСС РФ поясняет, что досудебное обжалование значительно проще, чем процедура рассмотрения судебных споров, и позволяет сократить количество обращений в суд. Действительно, заявление в ФСС РФ рассматривается всего 10 - 20 дней.
Вопрос в том, захочет ли фонд искать справедливые пути разрешения конфликта и избавлять пострадавших от бесконечных споров и тяжб. Нет уверенности, что эксперты центрального органа ФСС РФ более компетентны в знании трудового права, нежели его территориальные органы. Как нет уверенности и в том, что “наверху” меньше желания сэкономить собранные с работодателей средства. Скорее всего, мытарства пострадавших будут только множиться.
Наблюдая за безуспешной борьбой своих территориальных органов с судами, центральный орган ФСС РФ давно мог бы навести порядок и прекратить необоснованные попытки сократить число страховых несчастных случаев. Ведь судебные решения практически всегда на стороне пострадавших, а не фонда.
Нет непреодолимых препятствий к тому, чтобы повернуть ФСС РФ лицом к пострадавшим. Необходимо устранить противоречия между ТК РФ и законом № 165-ФЗ, лишить Фонд социального страхования права принимать решение о квалификации несчастного случая. Законы, не соответствующие интересам народа, должны быть отменены, а решения, принятые на их основе, - пересмотрены.
Источник: https://solidarnost.org/articles/fond-sotsstraha-zloupotreblyaet-pravami.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите и нажмите Ctrl+Enter