Генпрокуратура пришла за отдыхом. Ведомство пытается через суд отнять у профсоюзов кавказские здравницы

access_time20-05-2022 visibility889
Российские трудящиеся могут лишиться доступного отдыха и качественного лечения с гарантированной профсоюзной скидкой. Виной тому иск Генеральной прокуратуры к ФНПР относительно здравниц, расположенных на курортах Кавказских Минеральных Вод. Ряд экспертов воспринимает действия прокуратуры как попытку передела собственности “задним числом”, ставящую под сомнение нынешний статус санаториев и перспективы их развития. Что может стать причиной лишения рабочих мест десятков тысяч сотрудников здравниц, а также нанести ущерб экономике Ставропольского края и государству в целом. “Солидарность” рассказывает, чем Генпрокуратура аргументирует свою позицию, а также почему эта позиция несостоятельна с точки зрения профсоюзов и других собственников курортной инфраструктуры.
 
ЗДРАВНИЦЫ БЕЗ РАБОТЫ - РОССИЯНЕ БЕЗ ОТДЫХА
 
В начале мая впервые в российской истории здравницы профсоюзов на Кавказских Минеральных Водах временно приостанавливали продажи санаторно-курортных путевок. Такое решение профсоюзы вынужденно приняли “в связи с продолжающимся неправомерным иском Генеральной прокуратуры к ФНПР и иным собственникам” и необходимостью определения финансового ущерба при негативном развитии ситуации. В иске, о котором идет речь, прокуратура взяла под сомнение непосредственно статус собственности профсоюзных санаториев. Документ ставит множество вопросов на тему организации работы пансионатов и санаториев в реальном времени. Не говоря уж о перспективах.
 
Пока профлидерам удалось утвердить решение, благодаря которому продажу льготных путевок возобновили буквально за несколько дней. Но этот небольшой кризис может стать предвестником значительно более масштабных проблем, которые в итоге приведут к утрате российскими трудящимися качественного и доступного отдыха в здравницах КМВ с гарантированной профсоюзной скидкой. Для понимания масштаба проблемы: ежегодно в профсоюзных санаториях региона отдыхает и проходит лечение порядка 170 тысяч человек. Более того - речь идет и о тысячах рабочих мест сотрудников санаториев.
 
Прекрасно сознавая угрозу, которая нависла над стабильной занятостью, работники учреждений совместно с собственниками уже направили в адрес президента России Владимира Путина коллективное письмо. В письме они оценивают действия Генпрокуратуры не иначе как “дискредитацию Конституции РФ и действующей власти, попытку подорвать основы института собственности в нашей стране, возможный спусковой крючок для социального взрыва в условиях и без того сложной ситуации”. 

ПРОКУРАТУРА ГРЕБЕТ ДОБРО
 
Какие именно объекты прокуратура хочет изъять у профсоюзов и других собственников, подробно описано на более чем сотне страниц иска. Всего в нем говорится о более чем тысяче объектов. Среди них серьезные здравницы, стабильно работающие и развивающиеся на протяжении десятилетий. Это санатории имени Лермонтова, “Нарзан”, “Лесная поляна”, “Ленинские скалы”, “Пикет”, “Родник”, базовый санаторий “Виктория”, “Москва” и прочие объекты. Впечатляет и список ответчиков, в котором без малого сотня граждан и компаний. Да еще и больше 160 третьих лиц. Складывается впечатление, что для пущей серьезности к иску попытались привлечь всех, кто имел хоть какое-либо отношение к купле-продаже собственности, принадлежащей профсоюзам.
 
Львиную долю иска занимает перечисление профсоюзных объектов в разных вариациях: что получили, как распорядились, кто сейчас собственник. Однако отдельные формулировки, встречающиеся в смысловой части иска, безусловно, достойны внимания. Например, как полагает прокуратура, действия ФНПР находятся не только в правовой или экономической плоскости, но и в нравственной. “Заключенные ФНПР, ФПСК (Федерация профсоюзов Ставропольского края. - А.К.) напрямую, а также через подконтрольный им холдинг договоры купли-продажи курортных объектов носят ничтожный и антисоциальный характер, противоречат основам правопорядка и нравственности”. Прекрасна и другая цитата, выделенная в иске жирным шрифтом: “Фактически ФНПР и ФПСК не выполняют основных целей, ради которых созданы, в связи с учреждением холдинга”. Сквозь весь документ идет и нить подозрений в коррупции, о которой прокуратура постоянно упоминает, старательно не называя при этом конкретных персон. Да и кого тут обвинишь? Правительство СССР? Президента России? Правительство РФ? 

Избавившись от этой и подобной патетики и подробно изучив весь документ, можно сделать вывод, что в своем иске Генпрокуратура подразумевает примерно следующее. Несмотря на наличие всех необходимых документов о собственности, имущество профсоюзов профсоюзам не принадлежит и передано им государством в пользование. А значит, профсоюзы не имели права создавать холдинг, управляющий данным имуществом, и совершать с ним какие-либо сделки. Как полагает надзорное ведомство, ФНПР ненадлежащим образом эксплуатировала принадлежавшие ей санаторно-курортные объекты Кавминвод, так что имущество это следует у профсоюзов отобрать в госсобственность (видимо, чтобы затем продать его “правильным” людям), а сделки по продаже объектов частным собственникам (добросовестным приобретателям) признать ничтожными, забрав объекты и у них. Возникает впечатление, что прокуратура полностью игнорирует все документы о профсоюзной собственности на указанные в иске объекты.
 
“А”-СПРАВКА
 
Правовой базис
 
1964 год. Право собственности профсоюзных и иных общественных организаций закреплено Гражданским кодексом РСФСР. 

1992 год. Федерация независимых профсоюзов России зафиксировала принадлежащую в России профсоюзам собственность соглашением с Всеобщей конфедерацией профсоюзов СССР, правопреемником профсоюзов СССР (ВЦСПС).
 
1995 год. В соответствии с Указом президента РФ “О мерах по рациональному использованию природных минеральных лечебных ресурсов курортного региона Кавказских Минеральных Вод” принято решение подготовить предложения о разграничении прав на имущество санаторно-курортных учреждений региона КМВ, находящихся в собственности профсоюзов.

2002 год. Между правительством РФ и ФНПР подписано соглашение № 01-160 “О разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных объектов, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод”.
 
2005 год. ФНПР и ФПСК на основании положения Устава приняли решение об учреждении ООО “Курортное управление” (холдинг).
 
1995 - 2012 годы. Право собственности ФНПР и основания его возникновения признаны законными многочисленными судебными актами Высшего арбитражного суда РФ.
 
Имеет смысл вспомнить, откуда растут ноги у современных притязаний на профсоюзную собственность. Осенью 2019 года базисом профсоюзного имущества и вопросами купли/продажи профсобственности внезапно заинтересовалась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Тогда зампред ФНПР Александр Шершуков через СМИ напомнил, что профсоюзы являются собственниками и управляющими структурами объектов еще с 60-х годов прошлого века. И “в отличие от существенной части нынешних лидеров российского списка Forbes” профсоюзы не участвовали в залоговых аукционах 90-х годов, когда огромные куски государственной собственности переходили из общенародной в частную собственность.

Чуть позже Генсовет ФНПР в своем заявлении предложил Совету Федерации “проявить инициативу по проведению анализа ваучерной приватизации, залоговых аукционов, перманентного принятия правительством Российской Федерации решений о приватизации оставшихся государственных активов, в том числе недр, установлению их бенефициаров, а также по расходованию полученных в результате этих процессов финансовых средств”. Однако интерес главы Совфеда именно к санаторно-курортной профсоюзной собственности, кажется, не иссяк. Потому что с 2019 года разными силовыми и контролирующими ведомствами непрерывно проводятся проверки, поступают иски и запросы на эту тему. Что значительно мешает работе и развитию профсоюзных курортов.
 
В целом создается впечатление, что вся проблема вокруг профсобственности заключается в том, что в представлении отдельных высокопоставленных чиновников профсоюзы до сих пор являются “приводным ремнем партии”. В этой парадигме профсоюзная санаторно-курортная собственность является государственной. Хотя такой подход не соответствует действительности уже больше 30 лет. В частности, имущество, о котором идет речь в иске Генпрокуратуры, принадлежит профсоюзам, имеются документы о собственности, неоднократно подтвержденные судебными инстанциями разного уровня. В этом ключе нелишне упомянуть 24-ю статью Федерального закона “О профессиональных союзах”, где подробно прописаны гарантии имущественных прав

 “А”-СПРАВКА
 
Хронология “курортных разбирательств”

2019 год. Прокуратура Кисловодска пытается через суд ликвидировать ООО “Курортное управление (холдинг) г. Кисловодска”, признав ничтожными сделки по продаже курортного имущества. Аналогичные иски подали прокуроры Пятигорска, Ессентуков и Железноводска. В удовлетворении иска прокуратурам вначале отказали суды первой инстанции, а затем и судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда.
 
2020 год. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю попыталась через суд ликвидировать ООО “Курортное управление”. В иске указывалось, что холдинг создали с “существенными нарушениями действующего законодательства”, а свою деятельность он вел “противозаконно”. Арбитражный суд Ставропольского края отказал ИФНС в удовлетворении исковых требований и при этом подчеркнул, что “Курортное управление” работает надлежащим образом, без каких-либо систематических и грубых нарушений. Чуть позже 16-й Арбитражный апелляционный суд это решение отменил и удовлетворил иск инспекции. В свою очередь такое решение отменил Окружной суд, вернув спор обратно в первую судебную инстанцию.
 
2020 год. Управлением по расследованию организованной преступной деятельности Следственного департамента МВД России проведена доследственная проверка в отношении ФНПР и ФПСК. По итогам проверки в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием состава преступления.
 
ЦЕНА, КАЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ
 
Как напоминает для читателей “Солидарности” Николай Мурашко, генеральный директор ООО “Курортное управление” (холдинг) г. Кисловодск”, холдинг создавался ФНПР и ФПСК для реорганизации и повышения эффективности работы профсоюзного санаторно-курортного комплекса. В частности, были упразднены шесть управляющих организаций в Железноводске, Пятигорске и Ессентуках. Таким образом, профсоюзное имущество получило дополнительную защиту от незаконных притязаний любых третьих лиц и от недобросовестных действий руководителей санаториев.
 
Мурашко подчеркивает: на сегодня абсолютное большинство санаторно-курортной инфраструктуры, переданной профсоюзам в соответствии с тем соглашением, является действующим. В то время как многие объекты, отошедшие государству, находятся в нерабочем состоянии. Санатории ФНПР ни на день не прекращали работу по оздоровлению россиян: здравницы качественно отрабатывают медицинские и реабилитационные направления, обеспечивают должный уровень комфорта. При этом именно профсоюзные путевки сохраняют максимальную доступность санаторно-курортного лечения для граждан - цена путевки в системе профсоюзных здравниц примерно на 15% ниже, чем в среднем по региону. Стоит учитывать и размер вложений в инфраструктуру. Только на ремонт и обновление санаторно-курортного комплекса профсоюзный холдинг ежегодно тратит от 200 до 400 млн рублей
 
- Ежегодно почти 37 тысяч льготников и больше 10 тысяч детей становятся гостями наших здравниц. Еще 16 тысяч человек в год приезжают по программе “Профсоюзная путевка”, а это 20-процентная скидка для членов профсоюза и их семей, - подчеркивает Мурашко социальную значимость профсоюзных санаториев. (Подробные цифры по профсоюзным здравницам приведены в инфографике на стр. 2 этого номера газеты.)
 
Оценивая иск Генпрокуратуры, Николай Мурашко добавил: лишение ответчиков, указанных в документе, имущества может привести к банкротству более ста юридических и физических лиц. Это, в свою очередь, повлечет за собой масштабные сокращения персонала, а также прекращение налоговых поступлений в бюджет. Подобные перспективы уже стали поводом для встречи ставропольского бизнес-сообщества с Борисом Титовым, уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Титов заверил, что постарается сделать все возможное, чтобы подключиться к судебному процессу и отстоять законные права. Участники встречи подписали соответствующее ходатайство, которое будет направлено для рассмотрения в суд.
 
Отметим, что еще в начале марта состоялась рабочая встреча председателя ФНПР Михаила Шмакова с вице-премьером правительства РФ Александром Новаком. Стороны рассмотрели ряд актуальных вопросов и предложений о развитии санаторно-курортного потенциала Кавказских Минеральных Вод. В ходе рабочей встречи было рассмотрено предложение ФНПР об участии правительства, а также профильных федеральных органов исполнительной власти в развитии курортных зон региона.
 
Комментарий
 
Михаил Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России:
 
- Это странное дело со всеми признаками заказного. Ни одного юридически значимого доказательства претензий Прокуратуры - одни эмоции и коробки документов стандартной отчетности. Видимо, решение лежит в политической плоскости, поскольку некоторым властным структурам мешает принципиальная позиция ФНПР по многим вопросам в условиях падения реальных доходов работающих и пенсионеров, критика повышения пенсионного возраста, требование прогрессивной шкалы налогообложения и т.д. Удивляют незаконные претензии к добросовестным приобретателям. Если суд пойдет на поводу у Прокуратуры, это будет означать крах правового государства в РФ.

Источник: https://solidarnost.org/articles/genprokuratura-prishla-za-otdyhom.html?bx_sender_conversion_id=845632&utm_source=newsletter&utm_medium=mail&utm_campaign=ukazatel_to_chto_vazhno_seychas_29_04_2022_5_05_2022
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите и нажмите Ctrl+Enter