Приветствую Вас Гость |                                                                                                                                          RSS Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Новости и события [314]
Организационная работа [2]
Молодежный Совет [3]
Новое в законодательстве [9]
Наш опрос
Вы член профсоюза?
Всего ответов: 53
Статистика


















Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2021 » Сентябрь » 2 » Навести мосты сотрудничества. Профсоюзный и ведомственный контроль – два берега одной реки
18:50
Навести мосты сотрудничества. Профсоюзный и ведомственный контроль – два берега одной реки

Министерства, федеральные службы и агентства должны контролировать выполнение законодательных актов в своих подведомственных структурах. Но пока один закон обязывает к этому, другой - позволяет уйти от такой ответственности, чем ведомства рады воспользоваться. Профсоюзы берут на себя общественный контроль в той же сфере - с акцентом на законы о труде, и содействие федеральных органов не было бы лишним. Но не все ведомства готовы наводить у себя порядок, а обновленный Трудовой кодекс по-прежнему не уточняет их обязанности и не сулит прозрачности в данном вопросе.

О ЧЕТКОСТИ В ГОСУПРАВЛЕНИИ

Указом президента РФ от 21.01.2020 № 21 определена структура федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Согласно документу, 19 министерствами, федеральными службами и агентствами руководит президент. Правительству РФ подчинены 42 министерства с подведомственными службами и агентствами и еще 10 агентств и служб. Полномочия и обязанности всех этих структур определены, соответственно, указами президента и постановлениями правительства РФ. У ФОИВ много разных функций. Но одна - общая для всех ведомств: контроль за выполнением принимаемых ими решений в подчиненных организациях. Это аксиома управления и важнейшее направление деятельности каждого федерального ведомства.

Среди ФОИВ есть структуры, законодательно уполномоченные выполнять контрольно-надзорные функции. Так, Рособрнадзор контролирует качество образования, МЧС России - пожарную безопасность, МВД России - безопасность дорожного движения и т.д.

Подчеркнем, что все федеральные органы исполнительной власти (независимо от того, уполномочены они вести государственный надзор или нет) обязаны контролировать деятельность подведомственных им организаций. Если ФОИВ не обеспечивают надзор за выполнением издаваемых ими приказов, директивных указаний и других нормативных актов в подведомственных структурах, то нарушается логика управления и единообразие в деятельности.

То же касается и региональных органов власти. Им подчиняются инспекции с контрольно-надзорными функциями. Скажем, госнадзор за техническим состоянием самоходных машин (тракторов, экскаваторов, аттракционов и т.д.) - обязанность инспекции гостехнадзора субъекта РФ. Помимо этого региональные и муниципальные власти организуют, направляют и контролируют деятельность многих других подчиненных им организаций. Больше века назад Владимир Ленин в статье “Как организовать соревнование” отмечал: “Учет и контроль - вот главная экономическая задача каждого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, каждого потребительного общества, каждого союза или комитета снабжения, каждого фабрично-заводского комитета или органа рабочего контроля вообще”.

КОНТРОЛЬ ПОЛЕЗЕН КАЖДОЙ СТОРОНЕ

Хотя социально-экономические условия с тех пор изменились, необходимость в контроле на всех уровнях не отпала. В первую очередь это касается сферы трудовых отношений. Многие сегодняшние работодатели в порыве за прибылью различными способами нарушают трудовое законодательство. Не платят зарплату или задерживают ее, не соблюдают установленный порядок увольнения, сокращения штата или перехода на сокращенную рабочую неделю, без доплаты возлагают на работника дополнительные обязанности, нарушают режим труда и отдыха, не выполняют требования охраны труда, подменяют трудовые договоры гражданско-правовыми и т.д.

Защитой трудовых прав работников на всех уровнях занимаются профсоюзы. Они, согласно ст. 19 закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 12.01.1998 № 10-ФЗ, “имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде… в организациях, в которых работают члены данного профсоюза”.

При большой значимости профсоюзного (то есть общественного) контроля - его недостаточно. Поэтому неслучайно 10 лет назад в ТК РФ законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ была введена ст. 353.1 “Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”. Она предусматривает, что такой контроль “в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами РФ и законами субъектов РФ”.

Во исполнение этой нормы в течение следующих лет во многих субъектах РФ - республиках, краях, областях и городах федерального значения - были приняты законы, регламентирующие ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных этим органам исполнительной власти. Такие законы были приняты в Республики Саха (Якутия) - 1042-З № 995-IV от 29.03.2012, в Новгородской области - № 39-ОЗ от  04.04.2012, в Москве - № 3 от 15.02.2017, а также в других субъектах РФ. Органы власти в этих субъектах, исходя из своих особенностей, четко определили: кому, что и в каких пределах контролировать в подведомственных организациях применительно к трудовому законодательству.

Наличие таких законодательных актов стало хорошим подспорьем для территориальных объединений организаций профсоюзов, поскольку дало возможность объединять усилия с органами власти субъекта РФ и совместно контролировать выполнение трудового законодательства в организациях, находящихся в ведении субъекта РФ. Кроме того, эти акты стали дополнительным и весомым аргументом в пользу включения в региональные (межрегиональные) соглашения пунктов о совместном ведомственном и профсоюзном контроле.

В целом плюсов применительно к этой ситуации довольно много. А есть ли минусы? Не претендуя на истину в последней инстанции, автор считает, что есть. И касаются они в первую очередь соответствующего ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в организациях, которые подчиняются 71 федеральному органу исполнительной власти.

БУКВА ЗАКОНА ОСТАЛАСЬ, ДУХ ВЫВЕТРИЛСЯ

В ст. 353.1 ТК РФ предусмотрено, что “ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется ФОИВ... в порядке и на условиях, определяемых законами РФ”. Ссылка на законы, которых в нашей стране великое множество, вносит элемент неопределенности. Ведь такую позицию можно трактовать по-разному в зависимости от желания, уровня компетенции и отражения этого вопроса в положениях о ФОИВ. Минспорту России, например, подчинено 37 ФГУП и ФГБУ, в которых этот федеральный орган исполнительной власти должен осуществлять соответствующий ведомственный контроль. В одних ведомствах таких организаций больше, в других - меньше. И большинство ФОИВ полагают, что контроль за охраной труда в подведомственных организациях не входит в их полномочия и обязанности, ибо об этом нет упоминания в положениях, регламентирующих их деятельность.

2 июля 2021 года федеральным законом № 311-ФЗ были приняты очередные поправки к ТК РФ, но они не уточнили ситуацию с ведомственным контролем со стороны ФОИВ. Нет ясности и с публичным отражением результатов такого контроля. Например, в соответствии с законодательством, результаты специальной оценки условий труда в организации должны размещаться в открытом доступе на сайте организации. А результаты ведомственного контроля за соблюдением требований трудового законодательства (если он вообще проводится)? Узнать о них не представляется возможным.

Профсоюзный и ведомственный контроль должны дополнять друг друга, ибо у них общая задача - защищать человека труда. Для этого профсоюзы и ФОИВ должны действовать в четком правовом поле, а результаты проведенного сторонами контроля должны быть доступными и открытыми.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/navesti-mosty-sotrudnichestva.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

Категория: Новости и события | Просмотров: 50 | Добавил: adm1217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
ССЫЛКИ ФНПР














ССЫЛКИ КЧР










Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2021